Форум музыкальных руководителей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум музыкальных руководителей » Музыкальные игры » Музыкальные игры


Музыкальные игры

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОУН

Дидактическая игра на развитие чувства ритма

Цели: Узнавать музыкальные инструменты; совершенствовать умение воспроизводить ритмический рисунок.
Игровой материал: Большая картинка с изображением клоуна – жонглёра, внизу картинки прорезанные отверстия для маленьких карточек; маленькие карточки с изображением музыкальных инструментов, ширма, шумовые инструменты.
Ход игры: Музыкальный руководитель: Дети, посмотрите, какой весёлый клоун. Этот клоун очень весёлый, посмотрите, он жонглирует музыкальными инструментами. За ширмой стоят музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель играет по очереди на этих
инструментах, дети отгадывают, какой инструмент играет.
Ребёнок, отгадавший инструмент, подходит к картинке и вставляет в прорезанные отверстия маленькую карточку с изображением инструмента.
Можно использовать файл и двойную липучку.

«Веселый кубик» муз. дид. игра для детей младшей группы.
Задача: учиться подражать звучанию голосам животных, используя возможности
силы и тембра своего голоса.
Методика проведения игры: педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая не сложная, веселая мелодия и дети передают кубик друг другу. Произносится текст:
-« Кубик деткам передай.
- Кто пришёл к нам угадай!»
По окончании звучания музыки, тот у кого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог, спрашивает у детей : - «Кто это?» . Дети отвечают. (например- кошечка). Педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как кошечка может поздороваться ( мяу – мяу – мяу) и т.д. Игра продолжается. На гранях кубика изображены : кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка.

З.Я.Роот Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста.
Данные  игры  можно  использовать для занятий с ребенком  дома.

ТРИ ЦВЕТКА
Дидактическая игра на определение характера музыки
Игровой материал
Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:
• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
• грустная, жалобная;
• веселая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.
Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.
Ход игры
I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.
II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

0

2

ТРИ МЕДВЕДЯ
Дидактическая игра для развития чувства ритма
Игровой материал
Демонстрационный: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле (см. стр. 29-31), — Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.
Раздаточный: У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки (см. стр. 32).
Ход игры
Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают.)
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)
Музыкальный руководитель (выводит фигуру). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

СЛАДКИЙ КОЛПАЧОК
Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала
Игровой материал
Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один — для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках — рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты — на каждого ребенка.
Ход игры
Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой — забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком — угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Дидактическая игра на определение характера музыки
Игровой материал
Демонстрационный: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-подарки для Зайчика.
Ход игры
Музыкальный руководитель.Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду.) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?
Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.
После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.
Музыкальные произведения взяты из сборника Т. М. Орловой и С. И. Бекиной «Учите детей петь» — М.: Просвещение, 1987. 1.«Тяф-тяф» (муз. В. Герчик, ел. Ю. Разумовского). 2. «Что ты хочешь, кошечка» (муз. Г. Зингера, ел. А. Шибицкой).

3. «Мишка» (муз. Т. Бырченко, ел. А. Барто).
4. «Конь» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой).
5. «Воробей» (муз. В. Герчик, ел. А. Чельцова).
6. «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной).

УДИВИТЕЛЬНЫЙ СВЕТОФОР
Дидактическая игра на усвоение характера музыки
Игровой материал
Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор.
Раздаточный: карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут (см. стр. 33-35).
Ход игры
Музыкальный руководитель (показывает большой светофор).
Вот горит светофор.
С ним, дружок мой, ты не спорь!
Что покажет он — узнай,
А захочешь — выполняй!
Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки. Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зеленому сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, проявляя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музыкальном занятии или в свободное время.


ВОТ ТАК, ЗАЙЦЫ!
Дидактическая игра на усвоение характера музыки
Игровой материал
Демонстрационный: игровое поле, изображающее лесную поляну. Деревья стоят на поляне на подставочках. Их можно поворачивать другой стороной, где изображен заяц, спящий или пляшущий. Поляна — лист ватмана, располагающийся на столе или на полу, с нарисованной зеленой травой, грибами, цветами, ягодами и т.д. Дерево — два контура склеиваются в верхней части, внизу расходятся, обеспечивая устойчивость. К одной из сторон дерева снизу прикреплено изображение зайца (см. стр. 37). Аналогично изготавливается береза и куст (рисунок поляны на стр. 36).
Ход игры
Музыкальный руководитель. Как хорошо летом в лесу на поляне! Светит ласковое солнышко, летают бабочки, мотыльки! Прибежали любопытные зайцы и по одному спрятались за деревьями и кустами. Вот хитрецы! Что же они там делают? Сейчас узнаем!
Педагог играет музыку, дети определяют ее характер. Вызванный ребенок заходит за деревья и поворачивает те, где нарисовано соответствующее характеру музыки изображение зайца. Все видят, что делают зайцы: спят или пляшут.
Задания можно менять: вызванный ребенок по одному поворачивает деревья и кусты, соответственно этому педагог исполняет музыку. Дети определяют, правильно ли она подобрана. Педагог может «ошибаться».

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКОШКО
Дидактическая игра на определение высоты звучания голоса
и узнавание музыкального инструмента
Игровой материал
Демонстрационный: домик из настольного плоскостного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных.
Раздаточный: четыре фишки, четыре карточки, разделенные пополам. На карточках слева — изображение животного, справа — пустое поле, куда ребенок кладет фишку. Комплект готовится для каждого ребенка.
Примечание: для изготовления дидактического материала к этой игре можно использовать игровой материал к игре «Домик-крошечка».
Ход игры
Музыкальный руководитель. На окне сидела кошка и мяукала немножко. А потом прыг на дорожку, и не стало в доме кошки. Ну а кто остался дома и стучит сейчас в окошко?
Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания («мяу», «гав», «и-го-го» и т. п.) «озвучивает» своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж. Все кладут фишку на соответствующую карточку.
Дальше окошко закрывается и игра продолжается.
Игру можно варьировать: животные — мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котенок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа.
Дети также могут озвучивать своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка — бубен, заяц — металлофон, петушок — дудочка, мышка — колокольчик и т. п. Как один из вариантов, эту игру можно проводить, используя большой домик для игр-драматизаций.


ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ
Дидактическая игра на развитие чувства ритма
Игровой материал
Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле (см. стр. 40). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.
Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.
Ход игры
Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!
Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.


МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНА
Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков. Составление простых попевок
Игровой материал
Демонстрационный: фланелеграф. Составить игровое поле: в верхний угол прикрепить солнышко, а внизу небольшие цветочки, фигуру девочки. Три больших василька и пять маленьких для фланелеграфа.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Как весело летом! Мы бегали по мягкой травке, загорали, купались и прибежали на поляну. А там девочка Танечка собрала цветочки, да не простые, а музыкальные. И получилась песенка.
Василек,василек, мой любимый цветок.
Вызванный ребенок выкладывает цветочками попевку.
Все дети отхлопывают ее ладошками и пропевают. Можно сделать на всех детей карточки и большие и маленькие цветочки, чтобы в игре участвовал каждый ребенок.
Попевка «Музыкальная поляна»

0

3

Выставляю дидактические игры Зиминой. Может быть кому-нибудь пригодиться.

Игра: «Лесные зверушки».

Программное содержание: учить детей различать тембры звучания инстру¬ментов — барабана, бубна, погремушки.
Игровые пособия: домики плоскостные, где живут медведи, зайцы, лисички. Шапочки медведей, зайцев, ли¬сичек по количеству одной трети детей. На¬стольная ширма.Барабан, бубен, погремушка.
Ход игры:
Дети разделены на три подгруппы: «зайчики», «лисы», «медведи». Им надевают на головы ша¬почки с изображением мордочек этих зверей. Каждый из названных зверей располагается в своем домике. Педагог помещается около одной из стен комнаты. Перед ним стол, на нем ширма; за которой лежат музыкальные инструменты.
Педагог объясняет, что сейчас звери лесные будут гулять в лесу: «На звуки барабану выйдут погулять «медведи», на звуки бубна — «лисички», а на звучание погремушки — «зай¬чики». На лесной прогулке звери друг друга не обижают, друг другу дорогу уступают; как только звуки изменяются, на месте стоять ос¬таются, никуда не убегают!» Исполняет звуки неоднократно в разной последовательности! «Звери» исполняют в соответствии с заданны ми звуками характерные для них движения. По окончании игры все звери должны спря¬таться в своих домиках, о чем им сообщается при объяснении игровых правил.



Программное содержание: учить детей различать силу звучания.
Музыкально-дидактический материал: барабан.
Ход игры.
Ребята распределены по двум кругам — большому и маленькому. Это — два барабана. Педагог предлагает детям большого круга громко играть на барабане (хлопать в ладоши), а детям маленького — играть тихо (уда¬рять пальчиком о пальчик). Он исполняет на барабане звуки то тихо, то громко в разной последовательности звучания. В конце игры отмечает «барабан» — победитель. Спраши¬вает: «Что приятно сделать внимательно слу¬шавшим силу звучания детям? Песенку про барабан спеть? Или в игру "Кто скорей ударит в барабан" поиграть?»
Затем все дети или поют песню, или играют в игру.



Программное содержание: учить детей различать силу звучания.
Музыкально-дидактический материал: барабан.
Ход игры.
Ребята распределены по двум кругам — большому и маленькому. Это — два барабана. Педагог предлагает детям большого круга громко играть на барабане (хлопать в ладоши), а детям маленького — играть тихо (уда¬рять пальчиком о пальчик). Он исполняет на барабане звуки то тихо, то громко в разной последовательности звучания. В конце игры отмечает «барабан» — победитель. Спраши¬вает: «Что приятно сделать внимательно слу¬шавшим силу звучания детям? Песенку про барабан спеть? Или в игру "Кто скорей ударит в барабан" поиграть?»
Затем все дети или поют песню, или играют в игру.


Программное содержание: учить детей различать тембр звучания музы¬кальных инструментов.
Игровые пособия: шапочки-эмблемы с изображением мордочек медвежонка, лисенка и зайчонка по количеству играющих детей. Ширма настольная. Вымпел.
Музыкально-дидактический материал:
металлофон, кастаньеты, валдайский коло¬кольчик.
Ход игры.
Дети садятся на стулья, поставленные в три ряда, кто как хочет. Педагог располагается пе¬ред ними за низким столиком, на котором сто¬ит ширма, за ней — инструменты.
Педагог: «Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную — лесную.
Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами. (Раздает детям ша¬почки-эмблемы с изображением соответ¬ствующих животных.) Ну, зверушки лес¬ные, будем учиться различать звучание разных инструментов. Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастанье¬ты. Ну а этот мелодичный звук у колоколь¬чика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами «медвежата». Когда за¬звучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки «лисята», а когда колокольчик — «зайчата» будут показывать, как в него иг¬рают, — кистями рук покачивать». Педагог играет на разных инструментах, все время неравномерно изменяя последователь¬ность звучания. По окончании игры отмечает тех зверушек, которые прилежно учились. Они награждаются вымпелом «Отличники лесной школы».

Игра: «Три поросенка».

Программное содержание: учить детей различать характер и жанр музы¬кальных произведений.
Игровые пособия: 3 плоскостных домика с оконцами и крышами трех цветов. 3 шапочки — красного, зеленого и синего цвета, соответственно цвету крыши.
Музыкально-дидактический материал: любая бодрая плясовая, маршевая и спокойная песенная мелодии, исполненные на металло¬фоне, или произведения, исполненные в грам¬записи.

Ход игры.
Педагог:
«Жили-были три поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф жил в доми¬ке с красной крышей и носил красную шапоч¬ку

.Нуф-Нуф жил в домике с зеленой крышей и носил зеленую шапочку, а Наф-Наф жил в домике с синей крышей и носил синюю ша¬почку. Не только разные цвета любили поросята, но и разную музыку. Ниф-Ниф любил маршировать, Нуф-Нуф — плясать, а Наф-Наф — хороводы с песней водить. Однажды пришли к ним друзья. Остановились под окна¬ми домиков. А поросята с друзьями игру-со¬ревнование затеяли. Как марш звучать начи¬нал, выглядывал из окна Ниф-Ниф, и маршировали друзья под его окном. Зазвуча¬ла — плясовая, выглядывал из окна Нуф-Нуф, и начинали плясать друзья под его окном. А как песня раздавалась, Наф-Наф выгляды¬вал, и его друзья кружились в хороводе. Ве¬село им было! Давайте и мы так поиграем». Педагог выделяет троих детей на роли поросят и разделяет остальных на три круга, которые рас¬полагает под окнами домиков. Несколько раз ис¬полняет музыкальные произведения в неравно¬мерной последовательности звучания. В ходе игры по возможности меняет детей, исполнявших роли поросят. В конце игры отмечает того «по¬росенка» («поросят») и его (их) друзей, которые лучше слушали или поют песню о каком-либо животном.

Игра: «Зайцы».

Программное содержание: учить детей различать высокие, средние и низкие звуки. Совершенствовать слуховое вос¬приятие детей.
Игровые пособия: плоскостные изображения дерева и куста.
Музыкально-дидактический материал: 2 валдайских колокольчика большего и меньше-го размера.

Ход игры.
На стульях в разных местах комнаты стоят плоскостные изображения дерева и куста. Де-ти группируются в две команды. Под кустом живут «зайчики», а под деревом — «лисички». Педагог предлагает им соревноваться между собой в умении различать нежные звуки коло¬кольчиков.
.

Педагог:
«Когда будет звучать большой колокольни "лисички" разбегутся по полянке, а как тол[ ко зазвучит маленький колокольчик, запрып ют по полянке "зайчики" (иллюстрируе! При смене звуков нужно двигаться только те зверушкам, чей колокольчик звучит, а остал1 ным оставаться на местах там, где их застаг, смена звучания. А я буду все время вас путал как зверушки свои следы в лесу запутываю То зазвоню в большой колокольчик, то в ме ленький. А потом несколько раз в большой снова в маленький. И опять в маленький. Слушайте внимательно, какой колокольчи звенит. Когда же я совсем перестану играть колокольчики, поставлю их, а "лисицы", , "зайцы" должны быстро собраться в ceo ' 'норки под кустом и деревом''».
Игра повторяется несколько раз со сменой команд.







Игра: «Кошки – мышки».

Программное содержание: учить детей различать громкие и тихие звуки.
Игровые пособия: шапочки кошек и мышей по количеству детей группы. Два плоскостных домика разного цвета.
Музыкально-дидактический материал: металлофон или фортепиано. Любая плясовая мелодия.
Ход игры.
В разных местах комнаты стоят два домика. Один — кошек, другой — мышек. В каждом из домиков живут и «мамы» и их «дети».
Педагог:
«Мамы-мышки и мышата живут в синем домике. Мамы-кошки и котята живут в жел¬том домике. Ночью спят, а днем любят иг¬рать. Но мышки ужасно боятся кошек, и поэтому когда выходят гулять, то двигаются тихо-тихо. И звуки, зовущие мышек гулять, будут тихие. Вот такие (играет). А кошки никого не боятся. И их зовут гулять громкие звуки. Вот такие (играет). Внимательно слушайте звуки. Если они будут громкими — пойдут гулять кошки, если тихими — мыш¬ки. Мамы-мышки, мышатам помогайте, да¬леко от себя не отпускайте, как только му¬зыку кошек услышите — присядьте, мышонка лапкой прикройте, чтобы кошки вас не увидели и не услышали. А кошки, когда музыка мышек звучать будет, на мес¬тах стоять оставайтесь, на мышек погляды¬вайте, но никого не трогайте. Я много раз то громко, то тихо, то снова тихо и громко, играть буду. А когда совсем играть пере¬стану и скажу: "Лови!" — мышки должны скорее от кошек в свой домик убежать».

Игра: «Козлята и волк».

Программное содержание: учить детей различать форму, характер и сред¬ства выразительности музыкальных произведе¬ний.
Игровые пособия: шапочка, изображающая мордочку волка.
Музыкально-дидактический материал: «Козлята», муз. Т. Ломовой.
«Волк», муз. Т. Ломовой.
Исполнение на фортепиано или в грамзаписи.
Ход игры.
Все дети — «козлята». Один ребенок — «волк». На голову ему надевается шапочка, ко¬торую он после окончания передает другому ре¬бенку и т. д. «Козлята» стоят в одном конце зала, «волк» — в другом. Педагог предлагает детям послушать музыку, характеризующую образы козлят и волка (она дается или в грамзаписи, или исполняется на фортепиано). Затем пред¬лагает детям внимательно слушать:
«Как только зазвучит музыка бодрая, легкая, отрывистая, озорная, козлята должны прыгать и скакать на полянке, а как только зазвучит музыка бодрая, но су¬ровая, размашистая, выскочит на полянку волк, будет двигаться широкими прыжка¬ми. Козлята же Должны сразу, как только волк появится, с полянки убегать».
Исполняет музыку, характеризующую обра¬зы, неоднократно в разной последовательно¬сти. Игровое упражнение повторяется.

Программное содержание: учить детей различать тембр звучания музы¬кальных инструментов.
Игровые пособия: плоскостные изображения лошади, медведя, собачки, по одному набору на каждого ребенка группы.
Музыкально-дидактический материал: бубен, маракас, погремушка-румба.
Ход игрового упражнения.
Дети сидят за столами, поставленными или рядами, или полукругом. Перед каждым ребенком набор плоскостных фигурок, изобра¬жающих животных.
Педагог говорит:
«Дети, вы в цирке, и сейчас на арену бу¬дут поочередно выходить и показывать свои умения дрессированные животные. Для этого надо внимательно слушать, ка¬кой инструмент звучит. Если бубен — вый¬дут на арену лошадки. Если маракас — выйдут медведи, а если зазвучит погре¬мушка-румба, то выскочат собачки». Педагог несколько раз играет на указанных инструментах. В соответствии с заданием де¬ти отбирают из своего набора то лошадку, то медведя, то собачку, имитируют их движения.




Программное содержание: учить детей различать и передавать ритмический рисунок знакомых песен.
Музыкально-дидактический материал: бубны, металлофон или пианино. Мелодии трех-четырех знакомых детям песен.
Ход игрового упражнения.
Педагог раздает детям бубны по одному на каждого ребенка и предлагает им вместе спеть, а затем помочь бубну прозвучать (спеть) мелодии песенок. Поет песни с де ми. Затем напоминает, в какой руке и как надо держать бубен. Просит детей внимательно послушать, как звучит мелодия песни на металлофоне или фортепиано, и затем повторить ее ударами по бубну. Отмечает детей, которые правильно передавали ритмический рисунок песни ударами по бубну. Вновь просит прослушать мелодию уже другой песни и помочь бубну ее «спеть» и далее.




Программное содержание: научить детей воспринимать и различать длительность звуков.
Игровые пособия: нотные знаки, вырезанные из бумаги — целая, половинная, четвертная, восьмая.
Музыкально-дидактический материал: бубен или барабан.
Ход игрового упражнения
Детям говорят, что когда композиторы шут музыку, то долгие звуки они обозначай белыми знаками, а короткие — черными. Во такими! (Показывает.) Затем предлагает по слушать их звучание и продвигаться в пространстве комнаты то шагами (на долгие звуки), то бегом (на короткие звуки) в разных направлениях. Упражнение проводится много раз непоследовательной сменой звучания.

Программное содержание: учить детей различать и передавать в движении темп музыкального звучания.
Игровые пособия: ободки-эмблемы с усиками бабочек по количеству играющих.
Музыкально-дидактический материал: пианино. Русская народная песня
в обработке И. Метлова.

Ход игрового упражнения.
Педагог предлагает «бабочкам» поучиться легко летать по полянке и кружиться на месте,
помахивая крылышками. Он говорит, что звуки на металлофоне будут звучать то быстро, то медленно. На быструю музыку «бабочкам» нуж¬но летать, а на медленную — кружиться (показы¬вает, как это нужно делать). Несколько раз уп-ражнение выполняется с последовательной сменой звучания. Затем педагог говорит, что он будет все время «бабочкам» музыкальные за¬гадки загадывать: то несколько раз быстро иг¬рать, то несколько раз медленно, то один раз быстро, а много раз медленно. А «бабочки» должны будут музыкальные загадки разгады¬вать. Но это можно сделать, только если внима-тельно слушать музыку. Упражнение проводится еще несколько раз с непоследовательной сме¬ной звучания.

Игровое упражнение: «Птичий двор».

Программное содержание:
учить детей различать тембр голосов птиц. Со¬вершенствовать музыкально-звуковые пред¬ставления. Развивать творческие проявления в посильной эмоционально-выразительной пере¬даче образов.
Игровые пособия:
шапочки с эмблемами петухов, курочек, цыплят, уток, гусей.
Музыкально-дидактический материал:
магнитофон с записью голосов домашних птиц. Музыкальные произведения: «Петушок», русская народная песня в обработ¬ке М. Красева.


«Цыплята», муз. А. Филиппенко. «Гуси», муз. Е. Тиличеевой. «Веселая дудочка», муз. М. Красева.
Ход игрового упражнения.
Дети делятся на пять подгрупп. Им надеваются шапочки с изображением цыплят, петушков, гусей, курочек и уток. Все «птицы» размещаются в разных сторонах комнаты. Только цыплята группируются вместе с курочками. Детям в разной форме объясняют задание. Надо от дать, чей голос звучит в записи. Сначала только отвечают, чей голос звучит. При повторном проведении игрового упражнения дет предлагается узнать голос птицы и, если от верен, прогуляться по птичьему двору в соответствии с образом и характером музыкально произведения, исполняемого педагогом или: звучащего в записи. «Гуси», «петухи», «утки» двигаются в соответствии со звучанием разных произведений, характеризующих эти образ «Курочки» выполняют движения вместе с «цыплятами» под звучание произведения «Цыплята».


Программное содержание: учить детей различать тембр и название музыкальных инструментов.
Игровые пособия: барабаны и погремушки по количеству участвующих детей.
Музыкально-дидактический материал фортепиано. Произведения «Барабан», «Погремушка», муз. Ф. Гершовой.
Ход игрового упражнения.
Дети сидят полукругом. В руках у одних — погремушки. У других — барабаны. Педагог исполняет на фортепиано произведение «Барабан и предлагает тем, кто держит барабан, pритмично, «как музыка рассказывает», поиграть на барабане. Другим детям после прослушивания произведения «Погремушка» предлагается сопровождать игру педагога звоном гремушки. Затем детям предлагается отгадать музыкальные загадки: «Чья музыка звучит, тот инструмент и заиграет».




Программное содержание:
развивать умение вслушиваться в музыкальную ткань произведения и музыкально-слуховые представления.
Игровые пособия:
наборы карточек с изображением сюжетов 11—12 песен из репертуара программы до-школьного образовательного учреждения. Боль¬шие карты, на каждой из которых изображено по три сюжета песен. Детям 5—6 лет можно раз¬дать карты с изображением сюжетов любых песен из репертуара своей и предыдущих воз¬растных групп.
Музыкально-дидактический материал:
отобранные вокальные музыкальные произве¬дения (их можно и даже нужно видоизменить в зависимости от наличия в группе тех или иных возрастных подгрупп). Аккордеон или проигры¬ватель с пластинками.
Ход игрового упражнения
Дети сидят за столами. Перед каждым ре¬бенком лежат по две карты с изображениями сюжетов трех песен. Педагог помещается пе¬ред детьми. У него имеются наборы карточек
(количество их определяется количеством ри¬сунков на больших картах) с изображением пе¬сен. Он предлагает детям вспомнить знакомые песни и назвать их.
Педагог:
«Тому, кто правильно назовет песню, я отдам музыкальную картинку, ее изобража¬ющую, и вы ей закроете такую же картинку на своей карте. А тому, кто не отгадает, кар¬тинку я не дам, она останется у меня. Побе¬дят те дети, которые лучше знают песни. Ведь они непременно первыми закроют маленькими карточками свои(ю) большие(ую) карты(у)!»
Педагог исполняет песню без слов на аккорде¬оне или ставит пластинку, на которой песня звучит в фортепианном или оркестровом исполнении. Каждому правильно назвавшему песню ребенку отдает карточку. Тот закрывает ею изображение на своей карте. Музыкально-дидактическое игро¬вое упражнение проводится до тех пор, пока не будут прослушаны все песни. В конце упражнения педагог отмечает внимательно слушавших и пра-вильно назвавших песни детей.
Примечание: иногда можно разрешить назвать не точное название, но и содержание песни. При этом педагогу следует уточнить ее название.






Программное содержание:
развивать слуховую сосредоточенность, музыкально-слуховые представления.
Игровые пособия:
наборы сюжетных картинок, соответствующих содержанию музыкальных произведений, по ко¬личеству играющих детей. Флажки.
Музыкально-дидактический материал:
фортепиано или проигрыватель с пластинками. Музыкальные произведения: «Новая кукла», «Бо¬лезнь куклы», «Камаринская», «Песня жаворон¬ка», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Баба-яга» П. И. Чайковского.
Ход игрового упражнения

Дети сидят за столами.
Педагог:
«Дети, сейчас мы с вами будем слушать и узнавать произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Я раздам вам карточки с рисунками, изображающими содержание музыкальных произведе¬ний. Рассмотрите их вни¬мательно и положите в ряд перед собой (дети выполняют указание пе¬дагога). Теперь я буду иг-рать знакомые вам про¬изведения Петра Ильича Чайковского, а вы должны вспомнить, как они называются. Если узнаете произведе¬ние, отберите и поднимите вверх карточку с изображением его содержания. Тот, кто от¬гадает правильно, получит фишку. В конце слушания музыки мы подсчитаем фишки и узнаем, кто же лучше всех знает музыку Петра Ильича Чайковского!» Примечание: до проведения упражнения дети должны быть ознакомлены с музык П. И. Чайковского в ходе вечеров досуга, занятий, самостоятельной деятельности. Упражнение можно проводить и по произведениям других композиторов.

Программное содержание: учить детей различать звуки по высоте, определять ритмическую акцентировку.
Музыкально-дидактический материал: баян. Хантыйская народная танцевальная мелодия.
Ход игрового упражнения
Дети делятся на две команды: «охотники» и «белки». На звучание мелодии в низком регистре «по лесу» осторожным шагом с полным приседанием на каждую сильную долю та идут «охотники». На звучание мелодии в высоком регистре «по лесу», акцентируя сильную долю такта более длинным прыжком, скачет «белки».
Мелодия танца многократно исполняете в разных регистрах. В конце игры по сигналу педагога: «Лови!» — «охотники» ловят «белок», а те стараются быстро взобраться н «деревья».




Программное содержание:
учить детей различать динамику (громко и тихо) звучания музыкальных произведений.
Музыкально-дидактический материал:
фортепиано. Два произведения Н. А. Римского-Корсакова «Море».
Ход игрового упражнения
Педагог говорит о том, что они будут изоб¬ражать морские корабли, которые отправятся

в дальний путь. И плыть им придется то по ровной морской глади (это когда штиль на мо¬ре стоит: нет ветра, погода тихая, ясная), то по грозному морю, ныряя с одной громадной волны на другую.
«Внимательно слушайте музыку! Когда она звучит тихо-тихо, то судам надо плыть ровно, легко. А когда музыка зазвучит очень громко, надо бороться с волнами. Много раз меняется погода на море. Сумейте услы¬шать, как надо плыть!»

0

4

Спасибо!!!!

http://bestgif.su/_ph/26/2/89920644.gif

0

5

Спасибо за интересные разработки музыкальных игр!

0


Вы здесь » Форум музыкальных руководителей » Музыкальные игры » Музыкальные игры


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC