Форум музыкальных руководителей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум музыкальных руководителей » Конспекты занятий » Конспекты музыкальных занятий


Конспекты музыкальных занятий

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Осенняя сказка

Цель: Способствовать развитию детского воображения, развивать навык коллективного творчества.

Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в «Осеннюю сказку». Давайте вспомним, какая бывает осень (беседа с детьми об осенней природе, погоде).

1. А теперь послушайте «Осеннюю сказку».

    Задача: ввести детей в осенние образы, показать словом красоту осенней природы.

     Наступила осень. Одна девочка пошла в лес за осенними листочками. Навстречу ей попалась берёзка – вся жёлтая, с листьями, похожими на золотые монетки.

    Встретилась ей и осина. Она стояла красная снизу доверху, до самой макушки. Потом девочка увидела старый дуб. Он был ещё совсем зелёный, только уже с  желудями. А ещё в лесу росла рябина с очень красивыми яркими ягодами.

     И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело оранжевым огнём, будто в саду разожги костёр. Это был чудесный клён.

    Девочка подошла к клёну и поздоровалась ним. А он в ответ сбросил ей несколько своих красивых листочков.

- Это ты мне? – спросила девочка.

- Тебе…- прошелестел клён, и снова в воздухе закружились кленовые листья.

- Спасибо, - сказала девочка. – Но зачем ты роняешь такие красивые листья? Скоро у тебя ни одно не останется.

- Я готовлюсь к зиме, - ответил клён. – Зимой мне будет тяжело, если на каждый лист ляжет снег. Мне нужны силы для тех зелёных почек, которые развернутся весной.

    И снова кленовые листья закружились вокруг девочки. Она набрала их целую охапку!

Принесла домой, разгладила каждый листок и поставила букет в вазу, ан подоконник.

    Когда пришла зима, всюду лежал снег, а на окошке у девочки, казалось, сияет оранжевое тёплое солнце.

Педагог: Сейчас и мы с вами буде собирать листья.

2. Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать».

Задача: развивать ритмичность, мелкую моторику.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья берёзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберём.

В садик  осенний букет принесём.

Сжимают и разжимают кулачки

Поочерёдно загибают пальцы





Сжимают, разжимают кулачки

3. Давайте представим, что мы – осенние листочки.

Задача: почувствовать и воспроизвести в движении ритм качания, заложенный в стихе.

Листья осенние тихо кружатся,             

Листья нам под ноги тихо ложатся       

И под ногами шуршат, шелестят,           

Будто опять закружиться хотят. 

4. Теперь послушаем красивую музыку, которая рисует картину осени, и потанцуем под неё.

П. Чайковский «Осенняя песня». Двигательная импровизация.

Задача: побуждать детей придумывать движения, соответствующие характеру музыки.   

5. Дети, посмотрите, что здесь есть (на верёвочку, натянутую между двумя стойками, на нитях привязаны листочки). Давайте представим себя ветерком, подуем на листочки так, чтобы они закачались.

Упражнение «Подуем на листочки».

Задача: развивать физиологическое дыхание.

6. Особенно красива осенняя природа, когда светит солнышко  и всё будто кажется золотым. Давайте споём песенку «Об осеннем солнышке».

Задача: развивать навык коллективного пения, петь выразительно, помогая  плавным движением рук  в соответствии с содержанием песни.

7. Но осенью бывает и дождик, у которого есть своя песенка. Попробуем и мы сочинить «Песню осеннего дождя».

Задача: сочинение мелодии на металлофоне.

8.  А теперь будем возвращаться назад. Но для этого нам нужно будет перейти через речку по мостику.

Упражнение «Мосточек».

Задача: развитие координации, прохождение между гимнастическими палками, стараясь не раскатить их.

На носочках осторожно

Перейти мосточек можно.

Тише, тише, не спешите,

Брёвнышки не раскатите.

9. Вот мы и вернулись в детский сад. Попробуем

нарисовать свою осеннюю сказку.

0

2

Музыкальное занятие для детей  средней группы

«Весна пришла»

Цель: развитие чувства ритма через различные виды деятельности детей.

Задачи:

1.     Формировать ощущение метрической пульсации.

2.     Развивать полифонический  и ритмический слух, внимание и координацию.

3.     Познакомить детей с металлофоном и его тембром.

4.     Обучать детей придумывать и определять на слух 2-х и 3-х сложные слова, слышать музыку дождя и солнца и отмечать это соответствующими действиями (игра на деревянных палочках и двигательная импровизация с лентами).

5.     Воспитывать навыки совместной деятельности.

Пособия и материалы: набор детских инструментов, деревянные кубики и палочки, ленты, карточки, фланелеграф.

Ход занятия.

Дети заходят в зал, здороваются и садятся на стульчики.

Послушайте, что я вам расскажу. Жила – была сосулька. Она была большая, длинная, очень красивая и блестящая, ледяная. Зимою сосулька звенела вот так: дзинь-дзяг, дзинь-дзяг. Но вот пришла весна, и с сосулькой  что-то  случилось. Что же?

1. Речевое двухголосие «Сосулька испугалась высоты».

    Задание: дети создают звуковой фон фонемами и используют при этом

    пластические жесты, педагог читает стихотворение в ритме.

2. Посмотрите, у меня есть такой музыкальный инструмент. Послушайте, как он звучит (педагог играет на металлофоне). Как вы думаете, на что похоже его звучание? (капли). Правильно. Давайте сейчас сделаем музыкальную картинку. Поможете мне? Будете все как капельки показывать и говорить «кап-кап» (метрическая пульсация), а я попробую сочинить песенку сосульки.

«Песенка сосульки».

Задача: воспроизведение детьми метрической пульсации.

3. А я слышу ещё какой-то звук. «Тук да тук!» Кто же это стучит? (- дятел).

Речевая игра «Дятел сел на сук».

Задача: В перекличке с педагогом читать свои фразы и выстукивать ритм кулачками или на деревянных кубиках.

П: Дятел сел на толстый сук,

Д: Тук да тук, тук да тук!

П: Всем друзьям своим на юг

Д: Тук да тук, тук да тук!

П: Телеграммы дятел шлёт,

     Что весна уже идёт,

     Что растаял снег вокруг:

Д: Тук да тук, тук да тук!

П: Дятел зиму зимовал,

Д: Тук да тук, тук да тук!

П: В жарких странах не бывал!

Д: Тук да тук, тук да тук!

П: И понятно, почему,

    Скучно дятлу одному,

    Без друзей и без подруг.

Д: Тук да тук, тук да тук!

4. Весной на полянке распустились первые цветочки. Да они не простые, а с загадками. Ой, что –то шепчут…Послушаю…Цветочки попросили, чтобы мы придумали весенние слова вот таки и такие (2 и 3 слога).

«Придумай и прохлопай слова».

5. Такие красивые цветы! А что нужно сделать, чтобы они не завяли? (-полить водичкой). А где мы возьмём водичку? …. Из тучки! Споём песенку о дождике.

Песня «Дождик» с пластическими жестами (слова и музыка Т. Извозниковой).

6. А кроме воды что нужно нашим цветам? (-солнышко!) Да, и солнышко, и дождик. Давайте поиграем с дождиком и солнышком. Дождик мы изобразим на деревянных палочках, будто капельки стучат по крыше, по дорожке. А с ленточками попробуем показать, как танцуют солнечные лучики.

«Дождь и солнце» (Н. Любарский «Дождик»,  «Весна в Неаполе» из сб. Фёдоровой).

Задача: услышать и воспроизвести ритм дождя на деревянных палочках и передать в лёгких движениях музыку вальса «Лучики танцуют»).

7. Но вот дождик закончился, и на полянку вышли разные зверюшки. Захотели они повеселиться. Но как? Петь не умеют, играть на инструментах тоже. Поможем им? Давайте покажем зверюшкам наш забавный оркестр.

«Забавный оркестр».

Задача: Повторение за педагогом или ведущим ребёнком  ритмических рисунков с такими слогами: «кыш-кыш» - махи рук,

             «хлоп-хлоп» - хлопки,

             «шлёп-шлёп» - шлепки по коленям,

             «топ-топ» - притопы.

8. А чтобы совсем весело было зверюшкам, давайте сочиним для них весёлую плясовую.

Задача: выбрать инструменты для плясовой. Воспроизведение метрической пульсации под р.н.м. «Ах вы, сени».

9. Довольны зверюшки! Очень  хорошо им стало. Как вы думаете, какое теперь настроение у зверюшек? (-хорошее, радостное). А теперь давайте мы тоже сделаем поляну наших настроений. Подумайте, какое настроение сейчас у вас и выберите нужный цветочек.

«Поляна настроений».

Дети прощаются, уходят в группу.

0

3

Занятие кружка в подготовительной группе

Тема занятия: «Весенний зоопарк».

Задачи:

1.     Обучать детей игре на музыкальных инструментах.

2.     Формировать ощущение метрической пульсации.

3.     Развивать ритмический слух, внимание, координацию.

4.     Познакомить детей с новой речевой игрой.

5.     Воспитывать навык совместного музицирования.

Обеспечение педпроцесса: набор детских музыкальных инструментов, ритмические карточки.

Ход занятия.

1. Сейчас конец марта, а скоро наступит месяц (- Апрель). Давайте вспомним наше стихотворение «Апрель!»:

  а) декламация стиха с пластическими жестами;

  б) подбор сопровождения к стиху:

      - мелодическое остинато;

      - сопровождение на треугольнике (капельки);

      - остинато на ксилофоне: тоническая квинта или терция 2-мя руками

        одновременно.

2. Весной вся природа просыпается, все звери тоже. Давайте заглянем в

    зоопарк, что же там такое происходит сегодня?

Первый житель зоопарка очень большой, тяжёлый.

Слон.

                                         Он имеет сильный хобот,

                                         Сам огромен и силён

                                         Добрый, ласковый, надёжный

                                        Ну конечно это…слон.

Мне кажется, что слон ещё не проснулся.  Давайте споём про это песню и сыграем на инструментах. «Сонный слон», муз. Е. Шевченко.

На что похожа эта песня? (-на колыбельную). Верно, на колыбельную. А аккомпанемент к песне будто укачивает слона. Вот послушайте…(исполняет 2 такта). Похоже?

3. Чтобы нам не уснуть, как слон, я вам сейчас прочту забавное стихотворение. Послушайте.

       Трах-трах-тарарах!

       Едет мышка на ежах.

      - Подожди, колючий ёж!

      Больше ехать невтерпёж!

      Больше ехать невтерпёж!

      Очень колешься ты, ёж!

Ну как, понравилось вам стихотворение?.. А вот в зоопарке жила ещё очень озорная обезьянка. Она любила всех передразнивать. Хотите поиграть в «Обезьянку?» Давайте представим, что вы будто обезьянки и всё повторяете за мной.

Игра – эхо «Обезьянка» со звучащими жестами.

       Трах-трах-тарарах!

       Едет мышка на ежах.

      - Подожди, колючий ёж!

      Больше ехать невтерпёж!

      Больше ехать невтерпёж!

      Очень колешься ты, ёж!

Хлопки

Шлепки по коленкам

Щелчки-клювики

Притопы

Хлопки – «тарелочки»

Хлопки

4. Ёжик тоже жил в зоопарке.

«Ёжик».

                                                Много у него колючек,

                                               Но совсем не видно ножек,

                                               Никого не обижает

                                               Добродушный круглый ёжик.

А теперь возьмём инструменты и исполним музыкальное произведение, которое так и называется «Ёжик» Д. Кабалевского.

Ёжик бегал по дорожкам зоопарка и оставлял следы. Следы были разные, а ёжик топал то быстро, то медленно. Давайте разберёмся в следах ёжика. Вспомним, что обозначают эти кружки? (большие – длинные звуки, маленькие – короткие, красные – хлопки, жёлтые – шлепки, зелёные – притопы).

Игра «Прочти и воспроизведи ритм».

5. Молодцы, разгадали все следы ёжика. А следы привели нас к большому дереву, на котором сидит ещё один зверёк, пушистый и очень красивый.

Белка.

                                   Ну, а этого зверька не видать издалека:

                                   Хвост пушистый, сам он мелкий

                                   И орешки всё грызёт.

                                   Угадали? Это …белка.

                                   Белка, а не рыжий кот.

Теперь возьмём наши инструменты, которые помогут нам изобразить белочку.

Р.н.м. «Во саду ли, в огороде».

Вот и закончилось наше путешествие в зоопарк. В следующий раз мы познакомимся с другими жителями.

0

4

Музыкальные занятия в средней группе.

Тема «Отзвуки лета».

Занятие № 1.

1. Фонопедическое  упражнение «Дождик».

   Задача: озвучить рассказ педагога голосом и жестами.

На небе светило ясное солнышко («Пам!» - потянуться вверх, руки слегка разведены в стороны). Деревья шелестят листочками (лёгкие покачивания рук, шуршание ладошек – ш-ш-ш). Вдруг налетел сильный ветер, раскачал деревья (у- у – у, сильное качание рук). Ветер принёс большую тучу, и туча закрыла солнышко (Ох!, как бы накрывают солнышко сверху своим корпусом и руками). Начался дождик (кап-кап-кап, шлепки ладошками). Дождик лил всё сильнее (ш-ш-ш, вертикальные движения рук сверху вниз, изображающие полосы дождя). И вот побежали по дорожкам ручейки (болтают языком, горизонтальные движения рук с мелкими движениями пальцев). Дождик кончился, и опять засветило солнышко (Пам!, ручки кверху).

2. Двигательная импровизация «На лесной полянке».

    Задача: в движении изобразить характерные особенности лесных персонажей:

    - зайчика (Жилинский «Марш зайчат»)

    - медведя (Ребиков «Учёный медведь»)

    - лисы («Вальс»).

3. Распевание «Кукушка».

Вот ку-куш-ка на су-ку всё по-ёт ку-ку-ку-ку (V-V-V-IV-III-II-I, V-V-V-IV-III-II-I).

Знакомство с песней-попевкой, разучивание.

4. Пение. Д. Кабалевский «Артистка».

    Задача: вспомнить песню из репертуара младшей группы. Петь выразительно, передавая шутливое содержание песни.

5. «Дождик» р.н.п.

Задача: вспомнить знакомую песню. Воспроизвести ритм дождя в игре на деревянных палочках.

6. Р. Леденев «Лесная тропинка».

Задача: идти лёгким шагом под спокойную музыку будто по извилистой  лесной тропинке друг за другом.

7. И. Беркович «Марш». Игра «Смело идти и прятаться».

Задача: в соответствии с музыкой двигаться свободно, бодро, помогая себе широкими, ритмичными движениями рук и «прятаться» - присесть, «сжаться в комок».

Занятие № 2.

1. Фонопедическое упражнение «Дождик».

Задача: продолжать побуждать детей к активному озвучиванию рассказа педагога с помощью пластического жеста и голоса, придумывать свои варианты озвучивания.

2. «Кто вышел на полянку».

Задача: продолжать побуждать детей в движении передавать образ того или иного животного, учить быть внимательными и менять образ в соответствии со звучанием музыкального произведения.

3. «Подари музыкальный инструмент».

Задача: учить детей подбирать инструменты, подходящие по своему   тембру тому или иному животному.

Побуждать проявлять творчество в инструментальной импровизации под сопровождение педагога.

4. Речевое упражнение «Солнышко».

Задача: учить детей читать стихи в ритме с хлопками.

5. Распевание «Кукушка».

Задача: учить детей петь без напряжения, правильно брать дыхание.

6. «Кукушечка» р.н.п.

Задача: познакомить детей с новой песней. Вокальный диалог педагога и детей. Дети – «кукушечки» пропевают нисходящую терцию на слоги «ку-ку».

7. «Наш оркестр».

Задача: познакомить детей с металлофоном, с его тембром. Показать, что на нём можно изобразить пение кукушки.

8. Р.Леденев «Лесная тропинка», «Лес шумит».

Задача: двигаться по тропинке лёгким мягким шагом «цепочкой по залу». Спокойно «гулять по лесу» врассыпную, прислушиваться к его звукам.

Занятие № 3.

1. «Летняя партитура».

Задача: учить детей моделировать на фланелеграфе и озвучивать голосом жестами полученную модель.

2. Распевание. «Кукушечка».

Задача: петь песенку-попевку и рукой показывать направление мелодии.

3. «Кукушечка» р.н.п.

Задача: продолжать разучивание песни. Петь легко, спокойно, прозрачным звуком.

4. Л.Данкен «Кукушка».

Задача: познакомить детей со звучанием клавесина. Услышать в музыке лёгкий полёт кукушки и её зов, почувствовать светлое настроение пьесы. Представить картину летнего леса.

5. «Наш оркестр».

Задача: учить детей подбирать на металлофоне «зов кукушки» - нисходящую терцию.

6. «Прогулка в лесу» (Н. Сушева «Спокойная ходьба»).

Задача: услышать и воспроизвести в движении спокойное настроение I и II частей пьесы и более взволнованное настроение средней части: «гуляем по лесу», «потерялись», «Кричим «Ау!», «прислушаться», «найти друг друга и обрадоваться». До выполнения задания познакомить детей с выразительными жестами, передающими то или иное действие (без музыки).

7. «Смело идти и прятаться» (И. Беркович «Марш»).

Задача: учить самостоятельно в движении передавать смену частей музыки.

0

5

"Мир музыки и цвета".

Я предлагаю вам два занятия из цикла "Мир музыки и цвета". Эти занятия могут проводиться как дополнительные к музыкальным или как кружковая работа. Рекомендую занятия проводить с группой детей в 6-8 человек.

Если вас заинтересует эта тема - сообщите, будет продолжение.

Тема: «Звук и цвет».

Цель: Дать понятие звука и цвета. Их изобразительная роль.

             Выражение рисунком содержания музыкального произведения.

Ход занятия.

1.     Звук – то, что мы слышим.

     Вопрос: «Что может звучать?» Звучать может всё: предметы, животные,  деревья, вода,

    птицы, голос, музыкальные инструменты, ветер, гром,  молния и т.д.

2.     Цвет – это то, что мы видим, различаем.

     Вопрос: «Что может изображать цвет?» Цвет может изображать окраску листьев, мех

    животного, предметы, здания, воду, небо и т.д.

     Вспомните, какое вы видели небо? Голубое, серое, чистое и в тучах. Когда небо бывает

    голубое, а когда серое? (Солнечный и ненастный день).

     Какое у вас настроение, когда день хороший? А когда плохой?

     Значит, цвет может передать ещё и настроение. Как вы думаете, звук  может передать

     настроение? (Да).

3.     Сейчас мы будем слушать музыкальную пьесу,  которая называется «Дождик». (Фонограмма Косенко «Дождик». На каждого ребёнка даётся по две карточки – с изображением дождевой тучи и солнышка). Будьте внимательны, слушая музыку: дождик идёт не всегда, иногда выходит солнышко.

     Первое прослушивание.

     Задание: поднять соответствующую карточку, когда слышим дождь и  когда солнышко.

     После прослушивания на доске совместно с детьми рисуем схему (дождик, солнышко,

    дождик).

Второе прослушивание – с движением: дождь – хлопки по ладошкам,

                                                                солнце – плавные движения рук.

4.     Посмотрите на цветные квадратики (перед детьми выкладывается цветовая гамма из тёмных и светлых тонов – жёлтый, голубой, розовый, коричневый, синий, зелёный.

     Задание: подобрать для дождя и солнышка цветные квадратики.

5.     А теперь давайте «сыграем» дождик и солнышко.

     Звуковая импровизация под фонограмму «Дождик». Дети делятся на две  группы

    (солнышко и дождик) и соответственно выбирают музыкальные  инструменты.

6.     Что вы представили и почувствовали, когда слушали пьесу «Дождик?» Давайте сейчас это нарисуем (Дети рисуют на листах акварелью то, что считают нужным, дают название своему рисунку).

Тема: «Музыка и цвет изображает животных».

Цель: Знакомство с изобразительными возможностями музыки и цвета. Выражение

     настроения цветом в образе бабочки.

Ход занятия.

1.     Угадайте, кого изображает музыка?

Перед детьми карточки с изображением зайца, волка, лисы и медведя.

Музыкальные отрывки:

«Волк» из сказки Прокофьева «Петя и волк».

Жилинский «Марш зайчат».

      Г.Галынин «Медведь».

Ю.Слонов «Лиса».

Как можно охарактеризовать звучание музыки для каждого животного?

(Ответы детей).

Медведь – тяжело, неуклюже, не спеша.

Заяц – весело, игриво, легко.

Лиса – вкрадчиво, осторожно.

Волк – страшно, зловеще.

2.     «Подари музыкальный инструмент» - дети на выбор «дарят» каждому животному музыкальный инструмент, который больше подходит. Дети объясняют свой выбор.

3.     Теперь изобразим животных на выбранных  инструментах.

Совместное с педагогом творчество – педагог импровизирует на фортепиано, дети – на инструментах.

4.     Животных можно изобразить и движением.

Двигательная импровизация детей под музыку (Кто вышел погулять?)

5.     «Подари цвет животному» - дети подбирают цвета для зайчика и волка исходя из образа и звучания музыки (Детям предлагается по три оттенка светлых и тёмных тонов). Объяснить свой выбор.

6.     Подводим итог: животных можно изображать звуками инструментов, движением и цветом.

7.     Слушание музыки. Григ «Бабочка».

Задание: представить образ бабочки, охарактеризовать музыку (лёгкая, светлая, прозрачная, летящая и т.д.) Какое у вас настроение, когда слушаете эту пьесу?

8.     Передача настроения в образе бабочки через цвет (Приём отпечатка одной стороны листа на другую).

Используем гуашь светлых тонов.

0

6

Тематическая беседа-концерт

«ВАЛЬС»

для детей подготовительной группы

Программное содержание. Уточнять представления детей о жанре вальса. Различать характер контрастных вальсов и передавать его в движении.

Ход занятия.

Педагог. Дети, сейчас я сыграю вам знакомое музы­кальное произведение. Вспомните его название и автора (исполняет пьесу).

Дети.    «Вальс» Д.Кабалевского.

Педагог.   Правильно. А что означает слово вальс?

Дети. Вальс означает «кружиться». Его танцуют плавно, кружась.

Педагог. Правильно. Вальс произошел от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать и в других странах. По характеру вальсы бывают разные — медленные, спокойные, задумчивые, быстрые, веселые, праздничные, бывают и взволнованные, порывистые, стремительные. Сейчас я сыграю вам отрывки из трех вальсов: знакомого вам вальса Д.Кабалевского и двух других — композиторов С.Майкапара и П.Чайковского. Постарайтесь оп­ределить: чем они отличаются, какие настроения, чувства выражены в них? (Исполняет три фрагмента).

Дети. Вальс Д.Кабалевского — спокойный, нежный, ла­сковый; второй вальс — веселый, шутливый, легкий; третий — быстрый, праздничный, летящий.

Педагог. Вот видите, какие разные бывают вальсы. У Д.Кабалевского — мечтательный, напевный, нежный. У С.Майкапара — веселый, шутливый. У П.Чайковского — стремительный, порывистый, возбужденный, праздничный. В од­ном танце — вальсе  могут быть выражены и грусть, и радость, и взволнованность. Послушайте их еще раз (исполняет их). А сейчас скажите, как можно передать разный характер этих вальсов в движении. Если музыка звучит нежно, спокойно, как вы будете танцевать?

Дети.    Плавно, неторопливо.

Педагог. Правильно. А если музыка будет звучать по­движно и взволнованно, то и движения должны быть более стре­мительными. Как звучит «Вальс» Д.Кабалевского и какими бу­дут танцевальные движения? (Исполняет фрагмент).

Дети. Музыка нежная, спокойная, двигаться надо плавно, тихо.

Педагог. А «Вальс» С.Майкапара? (Исполняет фрагмент.)

Дети.    Более быстро, легко, весело.

Педагог. А как вы будете танцевать вальс П.Чайков­ского? (Исполняет фрагмент).

Дети.    Быстро, стремительно, взволнованно.

Педагог. В средней части этого вальса характер музы­ки меняется. (Исполняет фрагмент.) Вальсовость исчезает. При­слушайтесь, под эту музыку уже нельзя кружиться (под нее мож­но считать не до трех, а до двух). (Исполняет фрагмент повтор­но.) Эта музыка напоминает быстрое, суматошное движение, какую-то беготню. Быть может, на бал, где звучит этот вальс, приехал какой-нибудь знатный гость и все переполошились, засуетились... (Звучит фрагмент).

Но вот спокойствие восстановлено и танец продолжается (ис­полняет третью часть).

Станцуйте сначала по нескольку человек, а потом все вместе (исполняет вальсы).

0

7

Тематические занятия «Шутка»

для детей старшей группы

Занятие № 1.

Программное содержание. Учить детей различать оттенки одного настроения в пьесах с похожими названиями: шутка, юмореска.

Ход занятия.

Педагог. У человека может быть разное настроение: иногда ему грустно, а иногда, наоборот, хочется пошутить, повеселиться. Шутка может быть разной — добродушной, безобидной или задиристой, ехидной, насмешливой, может быть и совсем злой.

Мы с вами слушали «Шутку» И.С.Баха. Какая это музыка по настроению? (Исполняется пьеса).

Дети.    Веселая, добрая, шутливая.

Педагог. Да, музыка эта добрая, светлая, изящная, очень красивая. Сейчас вы послушаете другую пьесу с похожим названием — «Юмореска» П.Чайковского. Юмореска (от слова юмор) — это пьеса шутливою характера, пьеса с юмором, то есть шутка. Давайте сравним ее с «Шуткой» И.С.Баха. Такая же она добрая и безобидная? (Звучит запись).

Дети.    Нет, она задиристая, дразнящая.

Педагог. В этой музыке чувствуется не такой добро­душный юмор, как в «Шутке» И.С.Баха. В ней слышна насмешка, дразнящие интонации. Музыка веселая, задорная, игривая, бойкая, но одновременно и поддразнивающая. Она отрывистая, колючая, насмешливая. В ней слышны неожиданные акценты, замедления. (Звучит фрагмент).

А в средней части характер музыки меняется. (Исполняется средняя часть).

Дети.    Музыка становится немного грустной.

Педагог. Да, плавная, напевная мелодия средней час­ти звучит немного жалобно, обиженно. Прислушайтесь, под­дразнивающие интонации не исчезают, а продолжают мелькать, как бы разговаривают с жалобной мелодией, продолжают ее задирать, обижать, передразнивать — укольчатые, отрывистые. В музыке слышен диалог грустных, обиженных интонаций и поддразнивающих. (Звучит фрагмент).

Третья часть «Юморески», как и первая — бойкая, задиристая, ехидная. В конце пьесы музыка как бы растворяется, исчезает, звучит легко, полетно. (Звучит фрагмент.) Послушайте обе пьесы еще раз. (Звучит запись).

Занятие № 2.

Программное содержание. Учить детей различать оттенки одного настроения в пьесах с похожими названиями: шутка, юмореска, скерцо.

Ход занятия.

Педагог. Мы говорили с вами о том, что шутки бывают разные: безобидные и обидные, бывают и совсем злые. Вы слушали две пьесы с похожими названиями — «Шутку» И.С.Баха и «Юмореску» П.Чайковского. Они разные по характеру: первая — добродушная, вторая — насмешливая, колкая. (Звучат фрагменты.) Сейчас вы услышите еще одну пьесу П.И.Чайковского. Она называется «Скерцо». Скерцо в переводе с итальянского языка означает «шутка». Видите, сколько разных названий пьес означают примерно одно и то же: «Шутка», «Юмореска», «Скерцо». Послушайте «Скерцо» П.Чайковского и скажите, какая это шутка — добродушная или не очень. (Звучит запись).

Дети.    Музыка злая, сердитая.

Педагог. Да, музыка эта злая, мчащаяся, колючая, острая, фантастическая. А меняется ли характер музыки? (Исполняется фрагмент средней части).

Дети.    Да, в середине музыка звучит очень красиво и нежно.

Педагог. Мелодия средней части необыкновенно красива: очень добрая, мечтательная, взволнованная, грустная, просящая. Она как бы расцветает и переливается разноцветными красками. Но вот опять налетают злые силы и сметают, разрушают эту красоту, насмехаются над ней. (Звучит «Скерцо»).

Давайте сравним еще две пьесы с одинаковым названием «Юмореска». Одна «Юмореска» современного русского композитора Родиона Щедрина, другая — чешского композитора Антонина Дворжака. Какой характер этих пьес? (Звучат две "Юморески").

Дети. Первая озорная, а вторая добрая, нежная.

Педагог. Правильно. В пьесе Р.Щедрина слышны то осторожные, вкрадчивые, шкодливые интонации, то жесткие, сердитые. Жесткие, твердые интонации как бы отпугивают мягкие, крадущиеся интонации, которые исподтишка, ластясь, затевают какое-то озорство. Подкрадывающиеся звуки снова тихонько, но назойливо и упрямо продолжают свое кривляние, насмешку, озорство, пока в конце их как назой­ливую муху не прихлопнул жесткий аккорд. (Пьеса звучит повторно).

А «Юмореска» АДворжака добродушная, мягкая, изящная, шутливая. Мелодия легко подпрыгивает, порхает — игривая, грациозная. В средней части музыка более напевная и ласковая. Давайте движениями рук покажем, как меняется характер музыки: в крайних частях пьесы движения будут острыми, короткими, а в средней — более плавными, размашистыми. (Можно предложить детям потанцевать под эту музыку).

Вот видите, как по-разному можно выразить в музыке шутливое настроение. Шутка бывает невинной, добродушной, легкой или насмешливой, злой, озорной. Грусть и радость в музыке, как и в жизни, имеют разные оттенки настроений.

0

8

Тематическая беседа-концерт

«НЕЖНЫЙ ВАЛЬС»

для детей подготовительной группы

Программное содержание. Различать оттенки нежного настро­ения в музыке, слушая три знакомых вальса (нежный, груст­ный; нежный, спокойный; нежный, радостный.

Ход занятия.

Педагог. Дети, вы слушали уже несколько вальсов, сравнивали между собой разные по характеру. Сегодня мы сравним три не очень контрастных вальса. Сначала послушайте «Вальс» Д.Кабалевского и «Маленький вальс» НЛеви. Чем они похожи? (Исполняет фрагменты).

Дети. Оба они нежные, ласковые, добрые, плавные, напевные.

Педагог.   Правильно. А чем отличаются?

Дети. Вальс Д.Кабалевского немного грустный, жалобный, а вальс НЛеви — спокойный, светлый.

Педагог. Молодцы, оба вальса звучат нежно, но одни с грустью, а другой — безмятежно, спокойно. А теперь послушаем еще один вальс — П.Чайковского. Какого он характера? (Исполняет фрагмент).

Дети.    Музыка нежная, ласковая, плавная, радостная.

Педагог. Правильно, этот вальс тоже звучит, как и те два, — нежно, ласково, но он радостный, счастливый, восторженный. Оказывается, даже одно чувство — нежность — может быть разным, иметь различные оттенки: быть или немного грустным, или спокойным, или радостным. Сейчас я раздам вам по три карточки. На одной лицо девочки грустное, на другой спокойное, а на третьей радостное. Вальс Д.Кабалевского — нежный и грустный. Какую карточку вы поднимете?

Дети.    Где девочка грустит.

Педагог.   А во время звучания вальса НЛеви?

Дети.    Где она спокойна.

Педагог. А когда зазвучит вальс П.Чайковского, нежный и радостный?

Дети.    Где девочка радостная.

(Педагог исполняет три вальса, дети различают оттенки од­ного настроения, поднимая соответствующие карточки).

0

9

Тематические занятия «Мелодия»

для детей старшей группы

Занятие № 1.

Программное содержание. Дать детям представление о мело­дии как выразительном средстве музыки, о форме музыкально­го произведения.

Ход занятия.

Педагог. Вы познакомились с пьесой немецкого ком­позитора Х.Глюка, которая называется «Мелодия». Что такое мелодия, вы, наверное, уже знаете: это напев. Вы поете много песен. В каждой из них — своя мелодия: веселая, задорная, нежная или грустная. Мелодию можно спеть голосом со словами или напеть без слов, можно сыграть на каком-нибудь инструменте или сразу на нескольких. Она может звучать с сопровождением других инструментов, других мелодий, аккордов аккомпанемента. Разные мелодии передают самые различные настроения, чувства человека. Не случайно говорят: «Мелодия — душа музыки».

    В каждом произведении — вокальном (написанном для голоса) или инструментальном (исполняемом на музыкальных инструментах) есть одна или несколько мелодий. В больших, крупных произведениях их очень много: одна мелодия сменяет другую, повествуя о своем. Различая, сравнивая мелодии по настроениям, мы чувствуем и понимаем, о чем рассказывает музыка. На пример, в пьесе Л.Бетховена «Весело-грустно» — две мелодии. Одна веселая, игривая, другая печальная, ласковая. В пьесе три части. В первой части звучит веселая мелодия, во второй — грустная. Но вот снова повторяется, возвращается веселая музыка (в третьей части), и мы понимаем, что грусть была мимо-летной, взгрустнулось ненадолго, что вернулось светлое настроение. Смысл этой пьесы был бы другой, если бы не повторялась снова первая часть (веселая мелодия). Тогда мы бы почувствовали и поняли, что пьеса заканчивается грустно.

    Вы слушали очень красивую, грустную и нежную «Мелодию» Х.Глюка. Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния, то опять понуро и грустно. Но мелодия эта льется как бы на одном дыхании. Поэтому можно сказать, что в пьесе одна часть. В ней нет контрастных, других мелодий. (Звучит запись).

Давайте сравним эту пьесу с другой, которая тоже называется «Мелодия». Написал ее знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский. Какая по настроению «Мелодия» П.Чайковского? (Звучит запись).

Дети.    Грустная.

Педагог. Правильно. А какая из двух пьес звучит более грустно и жалобно? (Звучат фрагменты).

Дети.    «Мелодия» Глюка.

Педагог. Да. Грусть бывает разная: грусть-печаль и светлая грусть, грусть-волнение и грусть-скорбь, отчаяние. «Ме­лодия» П.Чайковского, как и «Мелодия» Х.Глюка, грустная, но она не такая жалобная, а более светлая, нежная, иногда взволнованная. Прислушайтесь, в этой пьесе есть средняя часть: музыка становится шаловливой, шутливой, игривой, звучит отрывисто, легко. (Звучит фрагмент.) Но вот опять возвращается грустное и нежное чувство, а в конце мелодия звучит успокоенно и светло. (Звучит «Мелодия» Чайковского.

Занятие № 2.

Программное содержание. Познакомить детей с разными музыкальными инструментами, их выразительными возможностями, сравнивая пьесы с одинаковыми названиями.

Ход занятия.

Педагог. Мы сравнивали две пьесы с одинаковым названием «Мелодия» композиторов Глюка и Чайковского. Обе они грустные по настроению. Но «Мелодия» Чайковского звучит не так печально и жалобно, как «Мелодия» Глюка. В ней есть и светлая, шутливая средняя часть. (Звучат фрагменты).

А какой инструмент играет «Мелодию» Глюка?

Дети.    Флейта.

Педагог. Правильно. Флейта играет в сопровождении оркестра. (Звучит фрагмент.) В оркестре основную роль берут на себя обычно скрипки и виолончели. Это струнные инструменты, на которых играют смычком. Смычок — это деревянная трость с натянутым на нее пучком конского волоса. Звук у струнных инструментов более сильный и сочный, чем у нежной флейты, произошедшей от свирели. Виолончель похожа на скрипку, но гораздо больше по размеру и звук у нее более низкий, густой.

     «Мелодию» Чайковского играет скрипка в сопровождении фортепиано — трепетно и тепло, задушевно. (Звучит фрагмент.) Давайте послушаем еще одну пьесу с похожим названием. Эта пьеса называется «Цыганская мелодия» чешского композитора Антонина Дворжака. Какие инструменты вы услышите? Какое настроение музыки? (Звучит запись).

Дети.    Музыка грустная, нежная. Мелодию играют скрипки.

Педагог. Правильно. «Цыганскую мелодию» играет ор­кестр, в котором скрипки ведут основную мелодию. Им помогают виолончели и фортепиано. Музыка грустная и нежная. Мы говорили, что и «Мелодия» Глюка тоже грустная и нежная. Чем отличаются эти пьесы? (Звучат фрагменты).

Дети. «Мелодия» Глюка тихая и жалобная, а «Цыган­ская мелодия» Дворжака звучит громче, с волнением.

Педагог. Правильно. «Мелодию» Глюка играет флейта — очень нежно и жалобно, а «Цыганскую мелодию» Дворжака — целый оркестр — взволнованно, трепетно, иногда беспо­койно, настойчиво, пронзительно звучат скрипки. В конце мелодия вдруг поникает, а потом звучит просветленно и успокоенно. (Исполняется «Цыганская мелодия» Дворжака).

     Во всех трех пьесах — Глюка, Чайковского и Дворжака с названиями «Мелодия» — выражено грустное настроение. Но грусть эта разная. Мелодия Глюка (ее играет флейта) печальная и жалобная. Мелодия Чайковского (ее играет скрипка) более возволнованная, но иногда (в средней части) — шутливая, бес­печная. Мелодия Дворжака (ее играет целый оркестр) еще бо­лее взволнованная, беспокойная, встревоженная. Давайте по­пробуем движениями рук передать разные оттенки грустного настроения, разный характер этих пьес, подвигаться под музы­ку. (Дети дирижируют, импровизируют танцевальные движения.

0

10

Тематический концерт

«ТАНЦЫ КУКОЛ»

для детей подготовительной группы

Программное содержание. Закрепить представления детей о пьесах Д.Шостаковича в игре-инсценировке.

Ход занятия.

Педагог. Однажды маленькая девочка и ее братишка забрели от скуки на чердак своего дома. Среди старых забытых вещей они нашли огромный, покрытый паутиной и пылью сундук. Дети долго возились с ним. Тяжелая крышка никак не хо­ела подниматься. Но вот сундук открыт... И что же они увидели? Сундук был наполнен самыми различными куклами. Здесь были и куклы-марионетки, которые двигали руками и ногами, когда их дергали за веревочку; были куклы в старинных баль­ных нарядах. Здесь оказались и куклы из театра Карабаса-Барабаса — Пьеро, Мальвина, Арлекино, Артемон и Буратино. Был и сам Карабас-Барабас с длинной плеткой в руках. Был завод­ной шарманщик, который накручивал ручку своей шарманки, пока не кончился завод; была музыкальная шкатулочка с куколкой-балеринкой, танцевавшей под нежную, волшебно-красивую музыку; были и смешные, веселые петрушки! На самом дне сундука лежала кукла необыкновенной красоты. На ней было платье с блестками, и сама она напоминала волшебную фею.

   Дети так заигрались, что забыли о времени. В их воображении, как во сне, разыгралось целое представление. Им казалось, что все происходит наяву, на самом деле. Они очутились в красивом большом зале, где были рассажены все их куклы. Вдруг зазвучала чудесная музыка. Она была такой волшебной, что нельзя было не восторгаться ею: нежная, порывистая, красивая, прекрасная! Услышав эту музыку, фея вдруг словно проснулась ото сна, ожила и стала танцевать, кружиться. Куклы тоже открыли глаза и прислушивались к волшебным звукам. Вдруг одна из них, а затем и другая, третья сначала робко, а потом более смело и уверенно стали танцевать вальс. (Звучит "Лирический вальс").

   Ожившие куклы с удивлением рассматривали друг друга, здоровались, раскланивались, знакомились. Каждой из них хотелось показать себя. Вот на середину зала выходят куклы в ста­ринных бальных костюмах. Наверное, это какие-нибудь принц и принцесса, до того они нарядно одеты, держатся с достоинст­вом, горделиво. Звучит старинный гавот! (Исполняется "Гавот").

   Куклы театра Карабаса-Барабаса держатся все вместе. Им очень хочется повеселиться, но их хозяин строго поглядывает на них, а иногда прохаживается, помахивая своей плеткой. Но вот все же Пьеро осмелился протянуть руку своей Мальвине и пригласил ее на танец. Карабас-Барабас недовольно покосился на них и уселся в кресло. (Звучит "Романс").

   Музыка звучала так спокойно, нежно и убаюкивающе, что Карабас-Барабас даже задремал в своем кресле. Увидев это, куклы из его театра решили повеселиться всласть. Они сначала осторожно, чтобы не разбудить Карабаса-Барабаса, а потом все более весело пустились в пляс. (Звучит "Полька").

   Но вот все куклы уселись на свои места, и вдруг зазвучала очень красивая музыка. Это открылась музыкальная шкатулка, и маленькая балеринка стала легко и изящно кружиться под звуки вальса. (Исполняется "Вальс-шутка").

   Другая заводная кукла — шарманщик — тоже захотела показать себя. Шарманщик стал крутить ручку своей шарманки, а куклы не могли удержаться, чтобы не пуститься в пляс под такую развеселую музыку! (Исполняется "Шарманка").

   Все так напоминает ярмарочное веселье. Петрушки веселят народ и показывают свой танец. (Звучит "Танец").

   Вы слышите, снова зазвучала волшебная музыка, которая оживила фею, а потом и всех кукол. Фея начинает танцевать и приглашает на танец всех. Звучит прощальный вальс. (Исполняет­ся фрагмент "Лирического вальса").

0

11

Тематическая беседа-концерт

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ»

для детей среднего дошкольного возраста

Программное содержание. Различать жанр колыбельной в инструментальной и вокальной музыке, средства музыкальной вы­разительности, свойственные ей. Дать детям представление о разновидностях колыбельных, исполняемых оркестром.

Ход занятия.

Педагог. Дети, на занятиях вы познакомились с «Колыбельной песенкой» Г.Свиридова. Сейчас я сыграю вам еще одну колыбельную — замечательного русского композитора Анатолия Константиновича Лядова. АЛядов очень любил этот жанр. Он написал для детей 18 песен и назвал их «Детские песни». В сборнике есть и несколько колыбельных. Одна из них — «Котинька-коток». Мелодию композитор запомнил с детства, ее напевала няня.

   В русских колыбельных песнях иногда призывали мягкого, доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока», «кусок пирога», «хвостик вызолотить», «лапки высеребрить». Так и в этой колыбельной. Послушайте ее и скажите, какие настроения, чувства выражены в ней (исполняет ее).

Дети. Она ласковая, нежная, тихая, медленная, звучит высоко.

Педагог. Сравним ее с «Колыбельной песенкой» Г.Сви­ридова. Что общего между ними? (Исполняет ее).

Дети. Обе колыбельные спокойные, тихие, плавные, ласковые.

Педагог. Правильно, колыбельные обычно звучат в спокойном темпе, медленно, тихо, напеваются как бы вполголоса. Мы говорили с вами, что в «Колыбельной песенке» Г.Свиридова мелодия все время повторяется, но с разным аккомпанементом. А в колыбельной АЛядова? (Исполняет сначала одну мелодию, потом вместе с аккомпанементом.).

Дети. Мелодия тоже повторяется, а аккомпанемент меняется.

Педагог. Правильно, мелодия все время повторяется, как и в той колыбельной, которую мы слушали. А сопровождение меняется, придает музыке красочность и разнообразие звучания. Повторения мелодии успокаивают, придают музыке некоторую монотонность, убаюкивают. Послушайте обе колыбельные еще раз — инструментальную и вокальную (исполняет их).

   Сейчас вы услышите колыбельные, написанные для оркестра. У АЛядова есть произведение «Восемь русских народных песен для оркестра». АЛядов написал к народным мелодиям сопровождение для оркестра. Среди песен есть «Протяжная», «Шуточная», «Плясовая», «Хороводная», «Колыбельная». Давайте послушаем, как звучит эта колыбельная в оркестре. (Слушают фрагмент в грамзаписи).

Дети.    Плавно, тихо, нежно, высоко, ласково.

Педагог. Иногда колыбельная попадает и в оперу. Опе­ра — это спектакль, в котором все действующие лица не разговаривают, а поют в сопровождении оркестра. В опере выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова «Садко», написанной на основе старинной былины, есть колыбельная, которую вы сейчас услышите.

Садко — главный герой (гусляр и певец) — отправился на корабле открывать новые морские торговые пути. Во время плавания он попадает в подводное царство. Садко полюбила морская царевна. Она поет ему колыбельную, убаюкивает. Ей не хочется отпускать Садко на землю, прощаться с ним и превращаться в быструю речку, как приказал Старчище могуч-богатырь. Послушайте эту музыку и скажите, какие настроения, чувства она передает (слушают грамзапись).

Дети. Музыка грустная, печальная, протяжная, плачущая.

Педагог.   Вся ли музыка звучит одинаково?

Дети. В середине она тревожная, низкая, темная, сказочная.

Педагог. Музыка таинственная, как бы доносится из глубины моря. Но заканчивается колыбельная светло — Садко ждет возвращения на берег, к людям (исполняется фрагмент на фортепиано или в грамзаписи, затем колыбельная прослушивается целиком).

   У Анатолия Константиновича Лядова есть симфоническая сказка на народный текст — «Кикимора». Кикимора — это злой, сказочный, фантастический образ. Произведение состоит из двух частей. Первая часть — Кикимора маленькая. Она лежит в хрустальной колыбельке, и волшебный кот-баюн поет ей колыбельную. «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке». (Житомирский Д. Русские композиторы конца XIX и начала XX века.— М., I960.— С.19).

   Вторая часть сказки рассказывает о выросшей Кикиморе. «Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной». (Там же).

   Давайте послушаем фрагменты из этой сказки. Начинается она мрачно, тяжело. Это образ каменных гор, где живет Кикимора. Но вот звучит колыбельная, которую поет кот-баюн. В музыке слышен посвист (играют деревянные духовые инструменты) — это образ Кикиморы. Темы эти проходят дважды. В конце звучит тема хрустальной колыбельки. Ее словно вызванивает музыкальный инструмент, который называется челеста. Послушайте эту музыку (слушают в грамзаписи).

Второй раздел быстрый, он изображает злую, выросшую Кикимору. Слышится свист, шипение, злая возня Кикиморы. Давайте послушаем фрагмент этой части (слушают в грамзаписи).

0

12

Тематическая беседа-концерт

«ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ»

для детей подготовительной группы

Педагог. Вы знаете уже несколько произведений гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Музыку Моцарта можно сравнить с ярким, ослепительным солнечным лучом, так полна она жизнелюбия и света.

Вспомним «Турецкое рондо» из сонаты № 11. Как переливается, искрится и лучится эта музыка! (Звучит фрагмент.)

   Но есть у Моцарта и произведения взволнованного, скорбного, драматичного характера. Симфонию № 40 можно отнести к их числу. Как красивы и разнообразны мелодии, которые звучат в этой симфонии! (Звучит фрагмент четвертой части).

Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский писал, что Моцарт есть высшая точка, до которой красота досягала в музыке.

   Музыкальные способности Моцарта проявились очень рано и с такой яркостью, что его называли чудо-ребенком. В четыре года он играл на разных музыкальных инструментах, в пять лет сочинял, а в шесть лет уже давал собственные концерты, разъезжая по разным странам.

   Маленький Моцарт поражал слушателей своими сочинениями, своей виртуозной игрой. У него была необыкновенная музыкальная память: он запоминал большие концертные программы, мог повторить только что услышанное произведение.

Сначала Вольфганг Амадей Моцарт занимался у своего отца Леопольда Моцарта, скрипача, органиста и педагога, позже — у одного из сыновей знаменитого Иоганна Себастьяна Баха — Иоганна Кристиана Баха.

   С детства Моцарт учился игре на клавесине. Клавесин — это старинный инструмент, предшественник фортепиано. По виду он похож на небольшой рояль, но с несколькими клавиатурами. Звук у клавесина гораздо тише, мягче, чем у рояля, и не такой певучий. Он напоминает негромкое позвякивание. Сейчас вы услышите сонату для клавесина и флейты, которую написал восьмилетний Моцарт. Музыка то праздничная, торжественная, то светлая, нежная, то шутливая. (Звучит фрагмент первой части сонаты № 4 для клавесина и флейты).

   Моцарт достиг в игре на клавесине необыкновен­ного мастерства. Еще совсем мальчиком он играл на нем как мастер-виртуоз. (Фрагмент звучит повторно.) Одновременно Моцарт учился игре на скрипке и органе, учился сочинять музыку.

В его произведениях, в основном еще по-детски наивных, радужных и светлых, уже звучали сильные и глубокие чувства. Послушайте, как скорбно, жалобно, печально звучит третья часть этой сонаты — менуэт. Какая красивая мелодия. Интонации ее повторяются грустно, серьезно, строго и печально. (Звучит фраг­мент третьей части.) С трудом верится, что эту музыку написал маленький мальчик — так искренни и разнообразны переживания, выраженные в ней!

   В те времена существовало правило, согласно которому прежде чем заслужить репутацию композитора, надо было проявить себя в качестве исполнителя. Отец Моцарта — Леопольд Моцарт везет сына в поездку по разным городам Европы — в Вену, Париж, Лондон. Концерты проходят с удивительным, шумным успехом. Леопольд Моцарт писал: "Мой мальчуган... умеет в своем восьмилетнем возрасте все, что можно требовать от человека сорока лет".

   Во время этих блестящих гастролей и были написаны «Шесть сонат для клавесина и флейты», фрагменты одной из которых вы сейчас слышали. Это далеко не первые произведения Моцарта. Они отличаются разнообразием настроений, изобретательностью. Послушайте, как интересно звучит клавесин в сонате № 5: Моцарт использует редко применяемый у клавесина верхний регистр, который звучит серебристо, перезвончато. Изящная, лучистая мелодия напоминает переливчатый звон колокольчиков. (Звучит фрагмент менуэта сонаты № 5).

   За свою короткую жизнь Моцарт написал множество удиви­тельных произведений, в которых достиг наивысшего мастер­ства. Это симфонии, сонаты, концерты, оперы. Как печально и нежно, искренне, просто и красиво звучит его рондо для фортепиано. (Звучит фрагмент рондо ля минор).

Как искрится задором, светится юмором финал дивертисмента ре мажор! (Звучит фрагмент). Как торжествен и праздничен концерт для скрипки с оркестром ре мажор! (Звучит фрагмент).

Несмотря на раннее блестящее признание таланта, жизнь Моцарта была полна тревог, невзгод, прошла в бедности и нужде.

   Умер Вольфганг Амадей Моцарт очень рано, совсем молодым, когда ему было всего тридцать пять лет. Последним сочинением Моцарта был знаменитый «Реквием» (траурное произведение для хора и оркестра). Послушайте одну из частей «Реквиема» — «Лакримоза». Лакримоза в переводе с латинского языка означает «слезная». Это молитва, просьба о милосердии в скорбный день. Послушайте, как жалобно поют скрипки, как строго и сурово на их фоне звучит хор. (Звучит "Лакримоза").

   Музыка Моцарта ослепляет солнечностью и заставляет плакать людей, говорящих на разных языках, но одинаково чувствующих красоту и любящих музыку. Когда вы вырастете, вы обязательно расскажете о Моцарте своим детям, будете вместе с ними слушать его неумирающие произведения... (Звучит фрагмент 40-й симфонии.)

0

13

Хотелось бы иметь занятия по логоритмике для старших детей. Большое спасибо!

0


Вы здесь » Форум музыкальных руководителей » Конспекты занятий » Конспекты музыкальных занятий


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC